Кто такой кинокритик? - блог про искуссвто
  +7 925 325 64 67

консультации и заказы

Кто такой кинокритик?

Кто такой кинокритик?

Сегодня проблема эстетики кино широко обсуждается на страницах журналов о кино, в особенности таких, как «Искусство кино», «Сеанс», в общих изданиях по кинематографии. Быстро растет количество любительских программ - главным образом в интернете - по теории и социологии кино. В этих передачах исследуется опыт американского и мирового кино, изучается европейская традиция кинотеории и кинокритики, анализируются проблемы киноязыка, теория киножанров и т. д.

Различные подходы к кино диктуются различием методологических подходов, пестрота теоретических и эстетических концепций приводит к довольно пестрому спектру мнений и оценок в понимании фильмов. Современное кино поставило задачу — помочь критике стать ближе к искусству. Поскольку искусство понимается как сумма отдельных уникальных, неповторимых кинопроизведений, то, хотя и возможны некоторые сравнения в критических суждениях и оценках, работа критика заключается не в том, чтобы искать общие черты разных фильмов, а в том, чтобы показать, что уникально, а потому важно именно в отдельно взятой ленте.

Критик должен не искать оснований для своих суждений в теориях, а обращать внимание на инструменты своего анализа — хорошо изучить понятия, которыми он оперирует, и адекватно использовать их в различных ситуациях встреч с кино. Неверный подход, когда критик вообще должен не выносить никаких суждений, а быть интерпретатором фильма в таком же смысле, в каком артист-исполнитель является интерпретатором сценария.

Опыт критики свидетельствует о необходимости признания нескольких языков, которыми должен пользоваться критик. Ведь в обществе существуют разные типы критических оценок фильмов. Один критик стоит ближе к режиссеру и поддерживает его замыслы, другой выражает требования потребителей (публики, государства, церкви и т. д.), третий тяготеет к теории и выражает отношение к искусству академических кругов и т. д. Каждый из них пользуется словами разного лексического выбора. Легко вычленяются языки: социологический, психологический, гносеологический, формалистический, в которых доминируют термины той или иной науки. Но язык критики всегда был запутан, в нем смешивались описательные и оценочные, теоретические и эмотивные суждения, термины различных наук. Современная критика выдвигает идею совмещения разных подходов к кино в надежде на то, что только система языков критики может дать его более полное описание.

Метод работы критика выглядит следующим образом. У него нет готового кодекса, с которым можно было бы соотнести каждый случай, каждую встречу с новым фильмом. Пользуясь методом «семейного сходства», он сам должен создать в воображении тот круг, ту «семью», в которую могло бы войти данное кинопроизведение. Иначе говоря, критик каждый раз создает новую модель объяснения данного случая, которая определяет дальнейший ход его суждений. Теперь он может выносить оценку, исходя из того, что «идет» или «не идет» данному фильму, подобно тому как человек выбирает себе костюм, стиль речи и поведения для определенных ситуаций.

Следует отметить, что еще десять-пятнадцать лет назад профессия кинокритика не пользовалась большой популярностью. Широкая публика не слишком внимательно относилась к статьям кинокритиков, рассматривая их не более чем как рекламу кинопродукции. В кинокритику приходили люди, не обладавшие знанием теории и истории кино. Как тут не вспомнить известное изречение по этому поводу: «Чтобы стать кинокритиком, нужно иметь три процента образования, пять процентов разума, два процента умения писать и девяносто процентов нахальства и высокомерия в равной степени».

За последние годы это положение кинокритики существенно изменилось. Это объясняется общим подъемом интереса к кинематографу и в значительной мере ростом системы кинообразования. Один из существенных показателей роста кинокритики — появление регулярной кинопрессы не только в специальных киножурналах, но и в развлекательных программах на ТВ и радио. К примеру, в передаче «Вечерний Ургант» регулярно выходит рубрика критика Антона Долина.

Характеризуя значение кинокритики в системе современных СМИ, можно отметить, что положение кинокритики стало значительно лучшим, чем положение самого кино. Кинофильмы (как старые, так и новые) стали изучаться гораздо более живо. Теперь в течение года публикуется гораздо больше исследований по кино. Эти изменения одновременно количественные и качественные. Сегодня даже в самой захудалой кинорецензии появляется намного больше исторических параллелей, чем прежде.

Все это свидетельствует об изменении значения кинокритики. Изменилась и роль кинокритиков, их престиж, социальный статус. Не только их статьи, но их мнения, частные вкусы становятся широко известными. Появляются их портреты. Популярность некоторых из них не уступает популярности кинозвезд.

Методы и приемы кинокритики становятся более сложными. От простого описания фильмов кинокритика обращается к понятиям кинокритики и эстетическим концепциям. Сравнительно недавно большое влияние на кинокритику оказывала концепция «авторского» кино, а в последнее время оказывают структурализм и семантика. Правда, этот процесс слияния критики и теории кино только намечается и не дал еще никаких положительных результатов. Авторская концепция кино, структурализм, теория мифа и анализ жанров, семиотические и онтологические определения, так же как и интерпретация средств выражения, стоят на откровенно начальном уровне.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в кинокритике действуют в принципе те же закономерности, что и в развитии самого киноискусства. Здесь также происходит столкновение идеологий и взглядов.

262
перейти к разделам

В Тренде: статьи

Хобби и коллекционирование: Модели машин
Увлечения мужчин бывают разными, от рыбалки и охоты и до коллекционирования марок или… масштабных моделей машин. Такое увлечение обычно начинается с покупки простой модельки для по...
Коллекционирование фиалок (сенполий)
Сегодня расскажем немного о таком направлении коллекционирования, как коллекционирование сенполий (то есть, коллекционирование фиалок). Известно, что страсть к собирательству залож...
Советский сервант
Оглядываясь назад, можно вспомнить, что сервант был одним из неотъемлемых элементов любой квартиры в Советском Союзе. В таком шкафу советские граждане помещали все что угодно, начи...
Старинные поддужные колокольчики - Архангельская губерния
Информация о старинных колокольчиках Архангельской губернии. Мастера, фабрики, надписи, размеры, и другие особенности...
Коллекционные вина и инвестирование
Заметка о том, какие существуют особенности инвестирования в редкие сорта вин. Какое вино лучше покупать для долгосрочных инвестиций. Как правильно подобрать коллекционное вино. Мн...
История товарищества Братьев Фроловых
Наверняка многие коллекционеры, собиратели и любители старины встречали старинные подсвечники с клеймом «БР.ФРОЛОВЫ». Такие подсвечники в основном встречаются небольшого размера, о...
Как выбрать антикварную люстру
Антикварные люстры действительно один из лучших вариантов, когда дело доходит до покупки люстры. Особенно, если речь идёт о старинном интерьере, например, классике, или современном...
Ретро бижутерия
Ретро-стиль сегодня актуален как никогда. Всем известно, что мода имеет свойство возвращаться. И давно забытые старые вещи вновь приобретают в таком случае яркие краски. Наверное, ...
О коллекционировании географических карт
С детства мысль о том, что я когда-нибудь увлекусь каким-либо коллекционированием, ко мне не приходила. И вот карты все же меня увлекли. Только названия собирательству карт не...
Старинные поддужные колокольчики - Воронежская губерния
Информация о старинных колокольчиках Воронежской губернии. Мастера, фабрики, надписи, размеры, и другие особенности...
Как выбрать антикварную мебель
Ценность старинной мебели также состоит в способе изготовления: в былые времена такие изделия делались вручную, а к их созданию привлекали талантливых мастеров. Долго такая домашня...
Филателия - что это?
Существует три разновидности коллекционирования: исторический, собственно филателистический и тематический. Приверженцы исторической филателией заняты изучением всех явлений, связа...
Коллекционирование кукол
Нет ни одного человека, у которого в жизни не было бы увлечений. Как правило, все мы хотим найти что-то уникальное, что позволит нам уходить с головой в любимые занятия, если ...
Кристиан Делл: серебро и не только
В 1919 году в Веймаре была основана школа Баухаус (Баухауз), которая стала передовой в развитии современного искусства, дизайна, текстиля, архитектуры и фотографии. Руководил школо...
8 типов антикварных кабинетов
В мире существует огромное количество старинных антикварных кабинетов, различного происхождения, возраста и состояния. Этот вид мебели как раньше, так и в наше время довольно попул...
Карло Бугатти (Carlo Bugatti) и его сыновья
Карло Бугатти (Carlo Bugatti, 1856-1940) родился 2 февраля 1856 г. в Милане. Карло - сын Джованни Луиджи Бугатти, специалиста по внутренней отделке. Карло Бугатти учился в ака...
Чем знаменит Пааво Тайнелл?
Пааво Тайнелл (в оригинале Paavo Tynell) был соучредителем и одним из главных дизайнеров «Taito AB» - первой промышленной компании производителя приборов освещения в Финляндии. С и...
Уникальная лампа Tiffany выставлена на продажу
Один из прекрасных экземпляров компании «Tiffany Studios» выставлен на торги в аукционном доме «Кристис». 17 октября 2018 года пройдёт аукцион по продаже предметов дизайна и и...
Стиль «Пин-ап»
Стиль «Пин-ап» появился в Америке в годы Великой депрессии. Он призван украшать, радовать глаз, отвлекать от тяжелых мыслей и вселять надежду. Ярким его проявлением являются плакат...
Джордж Накашима - мебель как искусство
Деревья для него – всё. Он находит красоту и вдохновение в необработанных срезах древесины, что позволяет ему создавать свои великолепные творения. Он использует вековые японские т...