Что такое Каменная керамика Мейсона?

Керамика Мейсона

Сегодня поговорим о керамике. Наверное, многие часто встречали выражение «каменная керамика», особенно в сочетании с фамилией Мейсон. Далее немого о том, что такое каменная керамика. В начале XIX в. прочные керамические столовые сервизы стали популярной и более дешевой заменой хрупкому китайскому фарфору. «Каменная» керамика производилась разными фабриками с начала XIX века, но самой известной стала «каменная» керамика, выпускавшаяся Ч. Мейсоном. Хотя его «каменная» керамика и конкурировала с фарфором, она не обладала его главным свойством – полупрозрачностью. Эта плотная, тяжелая серо-белая масса, хорошо сохраняющая тепло, идеально подходила для повседневных столовых и десертных сервизов, а также кувшинов, больших декоративных ваз и сосудов для сухих ароматических смесей из цветов и листьев. Каменная керамика Мейсона производилась в больших количествах как для внутреннего рынка, так и на экспорт.

Образцы предметов из «каменной» керамики Мейсона.

на фото: образец каменной керамики Мейсона
на фото: ваза, каменная керамика Мейсона

Ваза из «каменной» керамики Мейсона, ок. 1820 г. Вся поверхность этой фигурной восьмигранной вазы ярко расписана пышным узором с пионами в стиле «имари». Большие декоративные вазы были популярны на протяжении XIX в. Позолота на изделиях из «каменной» керамики Мейсона обычно чрезмерна. Эта медовая позолота (мёд использовался как фиксажный раствор) дает теплое, почти розоватое свечение. От частого касания заметны потёртости.

на фото: образец каменной керамики Мейсона

В каменной керамике Мейсона подглазурная роспись кобальтом наносилась либо толстым слоем для получения насыщенного синего цвета, либо тонким слоем, если требовались разводы. Вы можете заметить красно-бурую эмаль, несколько выступающую над поверхностью глазури. Эмаль плохо защищена от износа, её легко поцарапать.

на фото: образец каменной керамики Мейсона

Стандартные орнаментированные изделия производились на фабрике Мейсона в огромных количествах. Возможно, для нанесения декора использовался детский труд, о чем говорит частенько непродуманный рисунок. Небрежность особенно заметна в легко размываемом голубом тоне. Здесь также видны места, где на тонкий розовый фон пролиты вода и масло. Эти недочеты придают особый шарм «каменной» керамики Мейсона.

на фото: образец каменной керамики Мейсона

Так как большинство изделий применялось в домашнем хозяйстве, часто встречаются экземпляры со сколами. Здесь вы видите бетонно-серый цвет, типичный для этих изделий, и неглазированный черепок, шероховатый и зернистый на ощупь.

Крупные фабрики по производству «каменной» керамики Мейсона (указан год начала производства):

  • Тернерз и Ко – ок. 1800
  • Хикс и Мэй – ок. 1815
  • Споуд – ок. 1815
  • Р. и Дж. Клюз – ок. 1825
  • Минтон – ок. 1830
  • Риджуэй – ок. 1830

Марки

Ранние марки: оттиснутые сферические надписи «Patent Ironstone China» или «Manson’s Patent Ironstone China». С 1815 г. черная или синяя надглазурная марка «Manson’s Ironstone China», увенчанная короной и иногда покрытая розовой или зеленой эмалью. После 1820 года имя мастера над короной.

на фото: клеймо Мейсона
на фото: клеймо Мейсона

Имари

Яркий фарфор, экспортируемый из яноского порта Имари с середины XVII в., был щедро декорирован в синих, буро-красных и золотых тонах. В XVIII в. в Европу также хлынула огромная масса «киатйского имари», и его популярные узоры широко воспроизводились на европейских керамических фабриках. В Англии в период регентства (ок. 1811-1829 гг.) эти четко декорированные восточные изделия получили широкое распространение. С ростом спроса цвета и узоры имари стали вольно перелагаться разными фабриками и называться «японскими» или «индийскими» узорами.

на фото: фарфор имари

Loading