На протяжении веков мебель изменялась, реставрировалась, стилизовалась, воспроизводилась или просто имитировалась. Соответственно, появилась необходимость научиться отличать (распознавать) именно старинную и старую мебель.
Всегда существовали мастера-мебельщики, которые, пользуясь традиционными методами, могли воссоздать предмет старинной мебели. Порой, поражает высокая стоимость предметов, составленных из фрагментов старой мебели. Но нужно понимать, насколько дороги эти кусочки авторам подделок. Поэтому коллекционеру совершенно необходимо научиться оценивать размеры, цвет, патину (естественное потемнение дерева, созданное годами полировки, скоплением пыли и грязи и придающие сияющий блеск старинной мебели) и конструкцию подлинной вещи. Некоторые подделки сделаны очень искусно, однако, фальсификация, как правило, обнаруживается благодаря тому, что плагиаторам не хватает времени, знаний или средств.
Древесина и тип конструкции должны соответствовать периоду. Дубовый период продолжался со времен Средневековья до конца XVII века, ореховый – с 1690 до 1735 года, период красного дерева начался приблизительно в 1735 году. В конце XIX века использовалась древесина экзотических деревьев в сочетании с традиционным дубом и орехом.
До начала XVII века обычной формой была конструкция с соединениями в шип, укрепленными врезными шпонками. Шпонки были ручной работы, и в настоящее время их головки слегка выступают над деформированной деревянной поверхностью.
С начала XVIII века применялась конструкция в шип с вклеиванием частей. Дерево по-прежнему выпиливалось вручную, и, например, на бортах выдвижного ящика видны отчетливые следы распила. На мебели, скопированной позже, могут остаться следы циркулярной пилы.
Износ скажет много о возрасте предмета, тогда как подделки обычно выглядят как новенькие. Главные места проверки – нижние перекладины столов и стульев, дверцы шкафов и выдвижные ящики. Обратите внимание на обесцвечивание дерева и грязный налет вокруг головок винтов, гвоздей и ручек. На поверхности, открытой свету, патина должна быть светлее, а на тех частях мебели, которыми часто пользуются, чистят или полируют (подлокотники, места под ручками выдвижных ящиков, глубокая резьба или профилировка) – темнее. Обратите внимание на толстую восковую полировку, — она может скрывать изменения. Учтите, что французская полировка почти не применялась до конца XIX века.
Сомнение должны вызывать любое заделанное отверстие, разное направление волокон древесины и резьба, не выступающая над поверхностью (прорезанная или плоская резьба обычно добавлялась позже).
Еще один способ подделки – замена фанеровки. Старая фанера ручной работы должна быть толстой и неровной, а деформация каркаса соответствовать аналогичной деформации фанеры.
Сундуки с расписным декором, такие как этот образец (ок. 1800 г.), делались из сосны или тополя немецкими и голландскими поселенцами в Филадельфии.
Бюро
Конструкция. Текстура древесины обоих ярусов должна быть однородной. Проверьте направление волокон на задних стенках обоих предметов.
Цвет и патина. Это два важнейших аспекта для определения подлинности мебели XVIII века. Насыщенность цвета, так же как и патина, должна быть одинаковой по всей поверхности.
Ящики. По выдвижным ящикам можно узнать многое. Проверьте, все ли зубцы «ласточкин хвост» ручной работы, идентичны ли они друг к другу. Полозья под ящиками и износ каркаса должны совпадать. Если заменены ручки, заделанные отверстия скажут, где они укреплялись первоначально.
Ножки. Самая уязвимая часть мебели – ножки. В результате разнообразных повреждений большинство ножек позднего происхождения. Осмотрите «каблучок»: убедитесь, что нет вставок инородного дерева или каких-либо добавлений. Если это добросовестная работа, ценность предмета уменьшается не так трагически, как если поставить ножки другого стиля.