Известно, что лаковая миниатюра зародилась в Китае. В России данный промысел начал развиваться лишь с времен правления Петра I. Однако, этот промысел в полной мере отражает самобытность русской культуры и является поистине уникальным явлением. Ведь русские мастера смогли соединить достижения Запада и Востока и неповторимые национальный колорит, что сделало искусство русской лаковой миниатюры неотъемлемой частью мировой художественной культуры.
Коробов и Лукутин
История самой старинной лаковой миниатюры в России началась в 1795 году. Вначале купец Петр Коробов открыл фабрику по производству лаковых козырьков из папье-маше. А с появлением спроса на табачные изделия наладил выпуск табакерок. Изначально их не расписывали, а наслаивались гравюры, которые покрывались лаком. Но широкое распространение такие изделия не получили.
Настоящего расцвета промысел получил после замужества дочери Коробова с купцом Лукутиным. Именно от него пошли нововведения, и мастера начали расписывать шкатулки вручную. А лучшие из них отправлялись на обучение в Строгановку. Продукция начала пользоваться большим спросом.
Гербовое клеймо. Материалы
В 1828 году купец Лукутин получил разрешение ставить на изделиях гербовые клейма с инициалами владельца. А к концу XIX века производство получило широкое распространение и в Европе. При Алексндре Лукутине начал совершенствоваться процесс лаковарения и в это время сформировалось два вида письма, которые характерны именно для федоскинской миниатюры: “по-сквозному” и “корпусное”. Особое внимание мастера того времени уделяли оформлению. Поверхность расписывали имитируя такие материалы, как:
- слоновая кость
- малахит
- береста
В орнаментах для инкрустации использовались перламутр и металл. Начал применяться особый прием декорирования сканью — узором, набранным из мельчайших золотых или серебряных пластинок.
Закрытие фабрики Лукутина. Федоскинская артель
Несмотря на большой спрос, после смерти последнего Лукутина Николая, в 1904 году фабрика была закрыта. Его дочь продала всю уникальную коллекцию, а мастера разошлись по соседним мастерским.
В 1910 году бывшие работники фабрики Лукутина, при поддержке Саввы Морозова, создали Федоскинскую трудовую артель, в которую изначально входило всего десять человек. Но несмотря ни на что, с первых же месяцев работы артель стала выпускать изделия, не уступающие по качеству лукутинской.
В 1913 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Киеве мастера артели получили золотую медаль за свою продукцию.
Артель в СССР
После революции в артели сложилась трудная ситуация. Однако благодаря мастерству и упорству в 1923 году на первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке федоскинская артель получила диплом первой степени.
В 1931 году советская власть основала Федоскинскую профтехшколу.
Сразу после войны в 1945 году была создана экспериментальная мастерская, где начали возрождать утраченные ранее способы декорирования и письма.
В 1960 году артель преобразовалась в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи, которая существует и в наши дни.
Отличия
Федоскинские миниатюры отличает глубокий черный цвет снаружи и ярко-красный внутри. Глубокие краски с внутренним свечением.
Федоскино сыграло большую роль в выборе пути для бывших иконописных мастеров в послереволюционные годы и дало толчок к появлению других направлений русской лаковой миниатюры
Искусство русской лаковой миниатюры — это часть богатой духовной культуры народа, которая отличается изяществом форм, непревзойденным мастерством исполнения и ярко выраженным национальным колоритом.
На фото: шкатулка Федоскино, Утро в сосновом лесу.