Старинные шкатулки Палех

Старинная шкатулка Палех

Если говорить о Палехе, то первое, что приходит на ум — это черные шкатулки, расписанные сюжетами из сказок, обрамленные золотым орнаментом. И кажется нет человека, который был бы незнаком с этими изящными вещицами. Но не все знают с чего началась история этого промысла. А ведь в основе палехской росписи лежат традиции многих древнерусских школ иконописи. Палехскую роспись отличала особая тонкость письма, мягкие линии и сдержанная цветовая гамма. И украшенная твореным золотом одежда и изысканный орнамент.

Возникновение палехской иконописи

Палехская иконопись зародилась около середины 18 века и достигла своего расцвета к началу 19 века. Многие художники палешане участвовали в росписи и реставрации церквей и соборов. Так их мастерство можно увидеть в Грановитой палате Московского кремля, Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре.

Пелех и СССР

После революции 1917 года художникам пришлось искать новые образы и темы. Революция негативно относилась к церквям и иконопись тоже не жаловала. И палехское ремесло могло погибнуть. Однако, благодаря А. М. Горькому удалось ее сохранить. Мастерам пришлось отложить библейские сюжеты и обратиться в советской и революционной тематике. Это и стало началом той самой, так хорошо нам знакомой, палехской миниатюры.

Знаменитости из Палеха

Одним из известнейших палехских художников являлся Иван Голиков. Именно он в 1918 году совместно с Александром Глазуновым организовали Палехскую художественную декоративную артель, которая изначально занималась росписью по дереву.

1920-е годы

5 декабря 1924 года семь палехских художников И. Голиков, И. Маркевич, И. Баканов, И. Зубков, А. Зубков, А. Котухин и В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились И. Вакуров, Д. Буторин и Н. Зиновьев. Основой под роспись стали заготовки из папье-маше. В 1926 году в Артеле работал П. Д. Баженов.

Артель в 1940-е годы

В 1940 году к Артели присоединились Т. И. Зубкова, А. А. Кутохина, И. А. Челышев, П. Ф.Чалунин, А. В Борунов. А с 1955 по 1959 года внесли свой вклад в развитие палехской живописи такие художники, как: Д.Н. Буторин, А. И. Ватагин, А. А. Дыдыкин, И. В. Маркичев, Н. М. Парилов.

Артель в 1960-е годы

В 60-е годы в палехскую миниатюрную живопись пришла сильная группа мастеров: Б. М. Ермолаев, Н. И. Голиков, А. Д. Кочупалов, А. С. Песков, В. М. и Т. М. Ходовы, А. Н. Клипов, С. А. Буторин, В. В. Мухин, Г. Н. Кочетов, И. В. Ливанова, Н. П. Богачёва.

Артель в 1970-е годы

К поколению 70-х годов относятся такие художники, как В. В. и Н. Б. Булдаковы, Н. Б. Грибов, Ю. А. и Е. Ф. Гросберги (Щаницыны), В. Г. Зотов, А. И. Каманина, Н. П. Лопатин, Л. К. Некрасова (Мельникова), О. С. Субботина (Смирнова).

Особенности палехской миниатюры

Формы

Все палехские миниатюры объединяет одна особенность — это плавные вытянутые фигуры людей с четко прорисованными лицами и руками. И финишная обработка золотом для тонкости и изящества.

Сюжет

Основными сюжетами являются мотивы крестьянского труда, отдыха, сенокоса, охоты, рыбалки, хороводов и плясок, несущихся троек. Чаще изображались мотивы из сказок А.С. Пушкина или персонажи русских былин.

Как отличить палехскую шкатулку

Подлинные палехские миниатюры отличают по подписи. На крышке предмета ставился порядковый номер полуфабриката, указание места (Палех), фамилия и инициалы автора. С 1934 года на дне кузовка шкатулки ставилась подпись «Made in USSR», которая в 1992 году сменилась на «Made in Russia». Все подписи выполняются твореным золотом. В конце 80-х годов появился товарный знак «Товарищества Палеха» — Жар-птица на изделиях «Объединения мастеров Палеха» — перо жар-птицы (1989-1991 гг.) и жар-птица (с 1991 гг.). К каждой работе прилагался сертификат, который подтверждал подлинность изделия. Более десяти лет основным производственным объединением по изготовлению миниатюр является ООО «Художники Палеха». Наличие фирменного знака этого предприятия свидетельствует о подлинности изделия.

Подделки, фальшивки, копии, реплики под Палех

Последнее время появилось много подделок под Палех. Это приводит мастеров к попыткам создать что-то новое, что отходит от традиционной манеры письма. А жаль, потому что очень важно сохранить эти традиции, ведь произведениями палехских мастеров восхищался сам Гёте.

Loading