Стиль Модернизм с 1918 г.

Стиль модернизм

Модернизм – свободный термин, охватывающий разнообразные стили. В начале XX века дизайнеры Венских мастерских были среди тех, кто придавал особое внимание простым формам и умелой работе движения «Искусства и ремесла». К ним присоединились и некоторые английские дизайнеры. После 1915 года скандинавский дизайн получил всеобщее признание за органогенные формы, натуральную отделку и высококачественную работу. Тогда же, в ответ на стандартизацию фабричного производства, представители студийной керамики (Б. Лич, Л. Рай и Х. Коупер) возродили керамику ручной работы.

В то время как отдельные дизайнеры того времени отвергали машинное производство, другие его приветствовали: например, в 1919 г. дизайнеры немецкого Баухауза – самой влиятельной школы дизайна XX века – ставили своей целью разрушение барьеров между искусством и ремеслом. На первое место ставили функциональность предметов, о чем свидетельствуют совершенно лишенные декора геометрические формы Баухауза. С 1950 г. суровые конструкции модернизма были вытеснены скульптурными органическими формами, полихромностью и психоделическими узорами. Промышленные дизайнеры экспериментировали с новыми материалами для создания удобных, функциональных, стильных предметов обстановки.

на фото: Кабинет по эскизу Луи Соньо (ок. 1920 г.)
на фото: Кресло «Василий»

Кресло «Василий», названное в честь Кандинского (1927-1928). Производство берлинской фирмы «Штандарт-Мёбель Ленгил Ко.» по эскизу Марселя Брейера (1926). Один из первых образцов массовой продукции из хромированных стальных трубок и кожи.

на фото: ножка мебельная

Простая цилиндрическая форма и сферическое навершение на ножке (ок. 1935 г.)  производства нью-йоркской фирмы «Белмет Продактс Инк.», выполнены в стиле американского ар деко.

на фото: посуда в стиле модернизм

С 1930-х гг. фирма «Веджвуд» выпускала популярную серию столовой посуды, расписанной по эскизам иллюстратора и дизайнера Эрика Равилиоса. Традиционная форма блюда (ок. 1940 г.) из серии «Путешествие» не противоречит схематическому изображению паровоза, типичному для 1930-х гг.

на фото: посуда в стиле модернизм

Влияние геометрических форм французского ар деко, одним из представителей которого был парижский ювелир Жан Пюифорка, прослеживается в простой форме граненого блюда на ножке (ок. 1930 г.) производства американской фирмы «Уотсон и Ко».

на фото: стеклянные вазы в стиле модернизм

После Второй мировой войны начались эксперименты с цветом, рельефной фактурой и органическими формами стекла. Две эти вазы (1967-1980) выполнены по эскизу Джеффри Бакстера на стекольном заводе «Уайтфрайерс» в Англии.

на фото: ваза стеклянная

Скульптурный объем вазы (стекольный завод Венини, 1960-е гг.) в полной мере использует такое свойство стекла, как его вязкость.

на фото: элемент письменного стола

Письменный стол (ок. 1928) прямоугольной конструкции с геометрическим декором и квадратными ручками – образец американской мебели в восточноазиатском вкусе, отделка черным, красным или зеленым лаком, часто с геометризированными узорами, выложенными золотой или серебряной фольгой, пользовались особым предпочтением американских мастеров-мебельщиков – таких как П.Т. Франкл и Дональд Дески.

Новые материалы

В течение всего двадцатого столетия дизайнеры экспериментировали с новыми материалами. В 1930-е гг. Алвар Аалто запатентовал метод производства легких и прочных столов и стульев из гнутой прессованной фанеры. Другие, начиная с 1880-х, предпочитали хромированные стальные трубки. Победу, однако, одержали пластики – органическое стекло, поли-, фен, стекловолокно или полиуретан, революционизировавшие создание удобной и функциональной мебели в 1950-1960 гг. Благодаря полихромности и относительной дешевизне, она пользовалась большим спросом.

на фото: стул в стиле модернизм

Основные признаки стиля

  • Широкое применение новых материалов – стекловолокна, пластика, профилированной прессованной фанеры, а также хромированных стальных трубок.
  • Внимание сосредоточено не на декоре, а на форме, цвете и дизайне.
  • Преобладание стилизованных абстрактных мотивов над натуралистическими, особенно в период ар деко.
  • Использование насыщенных первичных цветов.

Loading