120 уникальных рисунков Рафаэля Санти в музее Эшмола

В сентябре этого года прошла потрясающая выставка Рафаэля Санти в музее Эшмола в Оксфорде, на которой были представлены около 120 уникальных рисунков, чертежей и эскизов художника, что составляет треть сохранившихся работ на бумаге. По словам одного из кураторов проекта, доктора Бена Томаса, «Рафаэль: рисунки» — это очень интимная выставка, поскольку раскрывает поиск образа. Творчество художника при создании этих рисунков было наиболее спонтанным. Выставка позволит увидеть работы мастера эпохи Возрождения в новом свете. Кураторы выставки хотят познакомить зрителей с языком «рисования» великого мастера, который помог достичь ему тонкой эмоциональности своих персонажей. Выставка направлена на создание наиболее простых непосредственных отношений между зрителем и шедевром эпохи «Возрождения». Кроме того, организаторы попытались использовать рисунки как прямой способ проникнуть внутрь творческого процесса Рафаэля. Они хотели сделать акцент на рисунках с точки зрения моментов времени, когда художник пытается найти образ, потенциал для будущей картины (а не как законченный продукт). Один из рабочих названий для выставки было «Рафаэль и красноречие». По мнению создателей, рисунки мастера красноречивы в двух смыслах: в риторическом и как показатель физического действия со стороны художника – скорости, давления его руки (иногда предварительные, иногда невероятно уверенные линии). 

Бен Томас говорит, что было удивительно разбираться в динамике художника. Интересно наблюдать за тем, что получается, когда к мастеру приходит вдохновение, когда его рисунок – это бесконечное творчество. Организаторы исследовали более 100 набросков Рафаэля, и заметили, насколько значимо они отличаются от продуманной завершенной картины. Рафаэль неустанно пытался найти самые выразительные формы. Это означает и то, что он готов перенять образы от других художников. Напряжение – это то, что ему нравилось в искусстве Леонардо: ощущение скрытой эмоции, которая только должна произойти. Рафаэлю также присуще чувство юмора. Иногда он берёт идею и переосмысливает её в другом жанре. Например, он взял трагический образ, перенос Христа, и попытался сделать это комично. Мадонна с младенцем – один из основных мотивов итальянских художников. Рафаэль изображал его во многих вариациях, как если бы он бросал вызов самому себе. На картине «Head of Muse» (которая продана с аукциона в 2009 году за 29 миллионов фунтов стерлингов) можно заметить, что лицо выполнено более мягкими линиями, что довольно резко контрастирует с резкими, отрывистыми движениями карандаша вокруг плеч.

«A Man Carrying an Older Man on His Back» — Человек, несущий на спине пожилого человека
«Putto Holding the Medici Ring» — Путто держит кольцо Медичи
«Study for Adam in the Disputa» — Изучание Адама в Диспута
«Study Inspired by Michelangelo’s David» — Исследование, вдохновленное «Давидом» Микеланджело
«The Virgin with the Pomegranate» — Пресвятая Богородица с гранатом
«Head of a Muse» — Голова Музы

Loading