Советский агитационный фарфор

Советский агитационный фарфор

Зарождение агитфарфора

После революции 1917 года, все заводы в России были национализированы, в частности Петербуржский Императорский фарфоровый завод, на складах которого оставалось очень много заготовок, которые решили расписывать под стать новой коммунистической идеологии. По задумке коммунистов, посуда с агитационными лозунгами должна была попасть в каждую советскую семью. Но воплотить эту идею в жизнь оказалась не так просто. Ручная роспись фарфора довольно трудоёмкий и затратный процесс, поэтому, массовое производство «агитфарфора» наладить так и не удалось, такую посуду начали скупать коллекционеры, которые довольно быстро оценили уникальность данных изделий. Со складов завода фарфор поставлялся всего в три магазина, один из которых находился непосредственно при заводе, два других – в Москве и Петрограде. Большая часть фарфора отправлялась на экспорт в Италию, Германию, Швецию, Францию. По мнению иностранных журналистов того времени, в агитационном фарфоре СССР революция нашла своё лучшее отражение.

 

На фото: примеры советского агитфарфора, тарелки. Увел.: фото1, фото2.


Знаменитые художники

Концепцию росписи фарфора разработал художник Сергей Васильевич Чехонин, знаменитый книжный иллюстратор, он же возглавил производство. Чехонин сумел выработать свой стиль, в котором советская атрибутика выступала орнаментом и дополнялась революционными лозунгами, сценами из жизни пролетариата. Для оформления своих работ Чехонин придумал особый шрифт. По своей стилистике агитфарфор был схож с советским агитационным плакатом. Тарелки и кружки пестрили лозунгами: «Дело Ленина переживет столетия», «Ударники в колхоз», «Мы превратим весь мир в цветущий сад», «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Чуть позже стали выпускаться тарелки с портретами революционных деятелей – Ленина, Розы Люксембург и др. Помимо Сергея Чехонина, в создании сюжетов для росписи фарфора приняли участие такие передовые художники-авангардисты XX (двадцатого) века как Кузьма Петров-Водкин, Натан Альтман, Борис Кустодиев, Каземир Малевич, Адамович и многие другие. Художник Каземир Малевич принял участие в разработке посуды причудливой, новаторской формы, его чайник и чашки произвели настоящий фурор среди заграничных коллекционеров.

 

 

На фото: примеры советского агитфарфора, тарелки.


Ассортимент

Основой ассортимента агитационного фарфора является посуда – тарелки, блюда, чашки, чайники и прочее. Но помимо посуды, заводы выпускали ещё фарфоровые статуэтки с изображением советского быта. Почти три сотни фарфоровых произведений были представлены на Всемирной выставке в Париже в 1925 году, где получили золотую медаль.

 

 

На фото: примеры советского агитфарфора, тарелки.


Коллекционная ценность

Агитационный советский фарфор набирал ажиотаж примерно до середины 1940-х годов, дальше интерес художников к теме революции начал постепенно спадать, несмотря на то, что агитфарфор выпускался и дальше небольшими партиями к каким-то годовщинам революции. Тем не менее, для современных коллекционеров основную имеет ценность лишь фарфор выпуска первых двух десятилетий.

 

На фото: примеры советского агитфарфора, наборы посуды, тарелки, чашки, чайники.

 

На фото: примеры советского агитфарфора, наборы посуды (тарелки, чашки, блюдца, чайники, сахарницы).

789
перейти к разделам