10 вещей, которые нужно знать о Марке Шагале

Марк Шагал (07.07.1887-28.03.1985 г.г.) российский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи, занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

1.  Он описывал своего отца как «раб камбуза» в российском городе Витебске

Старший из девяти детей, Марк Шагал родился в июле 1887 года в одном из районов Российской Империи, который сегодня является частью Белоруссии. Его отец, Захар, работал на торговца сельди. И хотя Шагал в книге «Моя жизнь» преувеличивал, когда сравнивал отца с «рабом камбуза», работа была, по-видимому, настолько тяжёлой, что это заставило его следовать своей мечте стать художником и избежать подобной участи. «Он перетаскивал огромные бочки, и сердце моё трескалось, как ломкое турецкое печенье, при виде того, как он ворочает эту тяжесть или достаёт селёдки из рассола закоченевшими руками», — писал Шагал.

2. Он уедет из Витебска, но Витебск никогда не оставит его

В 1906 году, в возрасте 19 лет, Шагал переехал в Санкт-Петербург, который на тот момент являлся столицей России, где учился в художественной школе. Его родной город стал основным источником вдохновения для написания картин, как во время обучения, так и на протяжении всей его карьеры, несмотря на то, что большую часть своей жизни он провёл вдалеке от родины. Говорят, что Шагал часто ностальгически пересматривал холсты с видами Витебска для того, чтобы вернуться в детство, и таким образом убежать от суровых реалий его взрослой жизни. Бородатый мужчина в длинной тёмной одежде, склонивший колени в молитве, является частым персонажем его картин, что лишний раз доказывает, насколько сильно художник любил свою родину и уважал культуру, которая его сформировала.

На фото: «Окно. Витебск», Марк Шагал, 1908 год.

3. Он впитал в себя влияние разных культур

Оригинальность Шагала заключается в его личном синтезе влияния, которые он собрал со всех сторон. В его творчестве присутствует и русское народное искусство, и еврейские художественные традиции, а также современные западные нотки. Приглушённая палитра его ранних картин уступила место сильному чистому цвету. После переезда в Париж в 1910 году использование интенсивного цвета для придания эмоционального и мистического эффекта станет особенностью искусства Шагала.

На фото: «Женщина с букетом», Марк Шагал, 1910 год.

4. Шагал наслаждался «светом свободы» во Франции

После переезда во Францию, художник изменил своё имя на французское звучение Марка Шагала. В Париже Шагал встречается с Пабло Пикассо. Испанец никогда не любил излишне хвалить соперника. «Я не знаю откуда он берёт эти образы, он должен иметь ангела в своей голове», — говорил Пикассо о Шагале. Некоторое время Марк баловался кубизмом, но это была недолгая фаза – он счёл кубизм слишком рациональным и геометрическим. С 1950-х годов Шагал и Пикассо будут жить рядом друг с другом на Французской Ривьере. Шагал полюбил свой новый дом, который называл «lumiere-liberte» — или «свет свободы», и нигде более он не чувствовал такого вдохновения, как на юге Франции. Художник отметил lumiere-liberte как радостное обновление творческих возможностей в серии роскошных цветочных картин.

На фото: «Солдатское чаепитие», Марк Шагал, 1913 год.

5. Он принял революцию в России – сначала, по крайней мере

Шагал вернулся в Россию в 1914 году, чтобы увидеться со своей семьёй и невестой Беллой. Он планировал остаться всего на три месяца, но начало Первой мировой войны вынудило его отложить своё возвращение в Западную Европу на неопределённый срок. В 1917 году произошла большевистская революция, и Шагал симпатизировал ей. Теперь он, наконец, мог получить гражданство в своей стране – при царском режиме ему в этом было отказано из-за того, что он еврей. Он даже был назначен комиссаром по искусству и Витебске, хотя идеологические разногласия вскоре привели к его отставке. К этому моменту работы Шагала приобрели всё более фантастический характер, полный зелёных коров и летающих лошадей, и его противники жаловались, что это мало связано с Марксом и Лениным.

На фото: «Синий домик», Марк Шагал, 1917 год.

6. Он был провозглашён крёстным отцом и гением сюрреалистов

В середине 1920-х годов, когда художник вернулся в Париж, сюрреализм стал основным интеллектуальным движением в городе, и сновиденческие видения Шагала из прошлого десятилетия были восприняты как новаторские. По словам лидера сюрреалистов Андре Бретона, «никакие работы не были столь решительно волшебны», как работы Шагала. Русского художника официально пригласили присоединиться к движению, но он отказался.

На фото: «Влюблённые под дождём», Марк Шагал, 1926 год.

7. Шагал мог быть как причудливым, так и политическим

Любители левитации, вероятно, самые повторяющиеся персонажи в творчестве Шагала. Однако, с 1938 года он также начал регулярно изображать Распятие. И это не случайно. Нацистские депортации и зверства в отношении евреев становятся всё более распространёнными. Реакция Шагала заключалась в том, чтобы взять Распятие как часть христианской художественной традиции и пересмотреть его как символ еврейского мученичества (сам Иисус, конечно, был евреем). В «Белом распятии» сцены страдания и террора, такие как поджог в синагоге и отчаянный сход с лодки, полной беженцев, окружают центральную фигуру Христа. Нацистское варварство было, очевидно, главным источником вдохновения.

На фото: «Белое Распятие», Марк Шагал, 1938 год.

8. Шагал провёл большую часть Второй мировой войны в Нью-Йорке

В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью Йорке пригласило Шагала переселиться в США. И поскольку Франция под властью фашистов была  опасным местом для проживания евреев, Шагал и Белла (теперь уже его жена) приняли предложение и летом 1941 года переехали в Нью-Йорк. В сентябре 1942 года состоялась премьера балета «Алеко», поставленного Леонидом Мясиным. Успех балету принесло его оформление – декорации и костюмы, исполненные Марком Шагалом, которые даже затмили хореографию. Два года спустя, в одной из местных больниц Белла умерла от вирусной инфекции. В память о любимой жене Шагал написал две картины «Свадебные огни» и «Рядом с ней».

На фото: «Свадебные огни», Марк Шагал, 1945 год.

9. После Второй мировой войны его стали чествовать коллекционеры и критики

Шагал получил признание в Нью-Йорке, а затем в конце 1940-х годов вернулся во Францию. Теперь место одной из ключевых фигур искусства 20-го века ему было обеспечено. С 1960-х годов Шагал в основном перешёл на монументальные виды искусства – мозаики, витражи, шпалеры, а также увлёкся скульптурой и керамикой. По заказу правительства Израиля художник создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов.

На фото: «Скотный двор», Марк Шагал, 1954 год.

10. Он был последним сохранившимся мастером европейского модернизма

В 1967 году, в возрасте 80 лет, Шагал создал две огромные росписи для фойе Метрополитен опера в Нью-Йорке: «Начало музыки» и «Триумф музыки», размерами 9,1 на 11 метров. Над фресками мастер работал в Париже, а затем их перевозили в Америку. В светящимся красном и жёлтом цветах он воздал должное великим композиторам прошлого, в первую очередь Моцарту, который в работе Шагала летает, как ангел над горизонтом Манхэттена, обнимая персонажей из своей оперы «Волшебная флейта». Шагал продолжал работать вплоть до своей смерти во Франции в 1985 году, в возрасте 97 лет. Даже в день смерти он обсуждал макет новой картины для Института реабилитации в Чикаго. Шагал был похоронен рядом со своей второй женой в Провансе, он был последним сохранившимся мастером европейского модернизма.

На фото: «Триумф Музыки», Марк Шагал, 1966 год.

Редактор: Анна Погорелова

источник: Christie’s

Loading