7 важных вещей, которые следует узнать о подписях художников

Подписи художников

Холли Блэк (ориг. Holly Black) консультирует специалистов Christie’s по тайнам, которые скрывает знак (подпись) художника. Он может раскрыть идеи и замыслы, которыми руководствуется автор в процессе создания подписи, а также объяснить, почему иногда ложная подпись может скрывать благородные намерения.

1. Всё началось с эпохи Возрождения

Подписи художников впервые стали преобладать в раннем Ренессансе, в результате чего произошло смещение художественного производства от кооперативных систем в сторону индивидуального творчества. Подпись была идеальным способом отличить ваш талант от других.

Немецкому живописцу Альбрехту Дюреру (ориг. Albrecht Dürer, 1471-1528), чья знаменитая монограмма “AD” отличала его работы (от шедевров до поспешных эскизов) от других, пришлось обращаться в суд и защищать свои авторские права на товарный знак. Дюрер выиграл дело, что привело к последующему распространению копий подражателей с надписью «после Дюрера».

2. Подписи могут быть частью художественного процесса

«Я работал с художниками, которые использовали подписи в качестве заметки для себя», — говорит Сид Моушн (ориг. Sid Motion), который работает с современными художниками в галерее. Возможно, это способ сказать: «Эта работа завершена, не переделывай её.» Это своего рода знак, который останавливает художника от бесконечного возврата к одной и той же картине.

Подписи также обычно используются, чтобы вести учёт времени, места, поскольку они означают завершённую работу. Английский художник и скульптор-абстракционист Бен Николсон  (ориг. Ben Nicholson, 1894-1982) записывал огромное количество информации на оборотной стороне своих картин. Он не только подписывал, датировал и давал название своим работам, но даже перечислял цвета, которые использовал, или адрес, куда собирался отправить свою работу.

3. Они могут быть полезны для знакомства с работой

«Нет предела разнообразию подписей, которые может использовать человек», — говорит Джон Кастаньо (ориг. John Castagno), художник и известный эксперт, который выпустил 17 справочников, каталогизирующих подписи художников на протяжении всей истории, а также консультирует музеи и галереи.

«Мой первый том содержал более 10 000 записей, со многими художниками, использующими символы и инициалы»,  — объясняет Джон. У Джеймса Макнейла Уистлера (ориг. James McNeill Whistler) было много разных стилей, он был известен тем, что использовал мотив бабочки не только в своём творчестве, но и в своей личной переписке. В других случаях знаки почти полностью неразборчивы, например, Жан-Мишель Баскиа (ориг. Jean-Michel Basquiat). У него было две подписи для работ, которые было практически невозможно прочитать.

Джеймс Макнейл Уистлер (ориг. James McNeill Whistler), бабочки, 1890-1899 гг.

Хотя эти варианты могут показаться запутанным, они могут быть весьма полезны, когда дело доходит до знакомства с работой. Специалист по импрессионизму и современному искусству Аллегра Беттони (ориг. Allegra Bettoni) считает, что Пикассо – отличный пример для рассмотрения. В начале своей карьеры он подписывал работы используя своё второе имя, а именно PR (или Рунс) Пикассо. В течение своего аналитического кубинского периода он полностью прекратил подписывать свои картины, чтобы не отвлекаться от самого искусства. Позже он начал использовать свою знаменитую подпись с подчёркивающей чертой. Эта подпись также использовалась как символ завершения.

4. Если Вы не видите, это не значит, что этого нет

Обнаружение скрытых подписей может выявить огромное количество информации, потерянной во времени. В 2015 году отдел австралийского искусства Christie’s обнаружили скрытую подпись и надпись австралийского имрпессиониста Тома Робертса (ориг. Tom Roberts).

Том Робертс (ориг. Tom Roberts), портрет Луи Абрахамса, 1886 г.

«При изучении портрета Луи Абрахама не было видимой подписи», — вспоминает глава отдела продаж Christie’s Аманда Фуллер (ориг. Amanda Fuller). «Но когда мы перемещали работу под направленным светом, что-то привлекло наше внимание. Мы сфотографировали работу и попросили цифровую студию улучшить изображение, благодаря чему удалось раскрыть приверженность художника к подписи и датированию в фоновом режиме. Это был прекрасный момент, так как это подтверждало, что работа действительно была написана Томом Робертсом».

Подпись Тома Робертса на картине «Портрет Луи Абрахамса»

Ещё более необычный случай – это картина Габриэля-Жака де Сен-Обена (ориг. Gabriel-Jacques de Saint-Aubin), чей портрет короля Людовика XVI по ошибке считался изображением женщины до 2002 года. Тогда была обнаружена подпись «Лунс Огюст», сделанная наоборот. Удивительно, что никто не замечал этого на протяжении последних 250 лет. Надпись была сделана типичным для художника почерком, что не только подтверждало авторство Габриэля, но и помогло установить личность натурщика.

Габриэль-Жак де Сен-Обен (ориг. Gabriel-Jacques de Saint-Aubin), портрет короля Людовика XVI

5. Ложные подписи иногда могут быть результатом добрых намерений

Иногда подписи могут вводить в заблуждение. Картина в коллекции «Former Kamerbeek» имела ложный автограф Бернардуса Йоханнеса Бломмерс (ориг. Bernardus Johannes Blommers), что скрывало истинную личность его создателя, голландского художника Йозефа Израэльса (ориг. Jozef Israels).

Йозеф Израэльс (ориг. Jozef Israels), картина «Children in the Breakers»

Картина, вероятно, была «переподписана» во время Второй мировой войны, для того, чтобы скрыть тот факт, что автор картины еврей и сохранить её от уничтожения. После того, как в 2003 году истинное происхождение картины было установлено (в нижней правой части картины была обнаружена настоящая подпись), ложная подпись была удалена.

6. Можно ли определить поддельную подпись?

«Фальшивые подписи являются основной проблемой», — говорит Том Рут (ориг. Tom Rooth), директор отдела викторианских и британских импрессионистов в Christie’s. Они, как правило, делятся на две группы.

К первой группе относятся картины, которые были созданы с целью подражать работе художника, и соответственно, становится подражательная подпись. Ко второй группе относятся картины, к которым подпись была добавлена позднее, чтобы обманом увеличить её ценность.

«Как правило, довольно легко обнаружить обман», — объясняет Рут. В процессе выполнения чужой подписи, обычно, человек сильно концентрируется, скорость письма становится более медленной; поддельные подписи часто теряют плавность. После просмотра многочисленных работ, подписанных самим художником, его подпись делается хорошо знакомой и обман можно раскрыть без специальных средств. Кроме того, можно поместить картину под ультрафиолетовый свет, и если подпись на картине сделана позднее, то разница в пигменте будет заметна.

Существуют художники, которые предпочитают несложные подписи. Английский художник Майлз Бёркет Фостер (ориг. Myles Birket Foster) был выдающимся мастером своего дела, но его монограмма «BF» была очень простой. Это сделало его творчество привлекательным для фальсификаторов, которые думают, что воспроизвести его подпись не составит труда. Но на самом деле, имитировать руку мастера, его исключительные мазки значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

7. Подписи, конечно, важны, но не существенны.

Прежде чем инвестировать в искусство, важно знать подписи художников, а так же подписывал ли вообще художник свои работы. «Если у вас есть выбор, конечно, разумно выбирать картины с подписью», — советует Рейчел Хиддерли (ориг. Rachel Hidderley). Однако, важно помнить, что некоторые художники, такие как Стэнли Спенсер (ориг. Stanley Spencer) или Кристофер Вуд (ориг. Christopher Wood), никогда ничего не подписывали. Исходя из этого, следует понимать, что иногда вы не найдёте подписи вообще.

«Когда мы впервые видим произведение искусства, подпись, конечно, мы будем принимать во внимание», — говорит Анжелика Педикони (ориг. Angelica Pediconi), искусствовед, который работал с международными дилерами и коллекционерами. «Часто подпись может быть затенена из-за окисления, поэтому, если мы что-то находим, мы тщательно изучаем это под микроскопом», — добавляет она.

«Кроме того, вы должны взглянуть на кракелюры (трещины, которые образуются из-за того, что с возрастом краски сжимаются), чтобы выяснить соответствует ли холст, или выполнялась ли реставрация. Однако, подпись – это всего лишь одна из частей того, что мы ищем в наших исследованиях. Всё, что вам нужно, в самой картине – вам просто нужны глаза», — добавила Анжелика Педикони.

Редактор: Анна Погорелова
источник: Christie’s

Loading